Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом процесса музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы ЦГМ РК. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика, которая предусматривает организацию многоаспектной работы с самой разнообразной музейной аудиторией. Культурно-образовательная деятельность музея нацелена прежде всего на популяризацию памятников истории и культуры. В фондохранилищах и экспозициях музея сосредоточены ценнейшие экспонаты и материалы об истории нашей страны, и посредством различных социальных функций (познавательной, образовательной, мировоззренческой, воспитательной и др.) реализуется основная миссия музея – изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия. На базе музея научными сотрудниками оказывается методическая и практическая помощь работникам областных музеев, преподавателям, учащимся и студентам образовательных учреждений, исследователям по различным вопросам музееведения. Музейные педагоги и научные специалисты разрабатывают и реализовывают адресные программы, культурно-образовательные и социальные проекты, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию.
Направления культурно-образовательной деятельности ЦГМ РК:
— научно-методическая работа (разработка методических рекомендаций, пособий, анкет, новых тем музейных уроков, тематических экскурсий, оказание научно-консультативной помощи учебным заведениям и специалистам музейного дела);
— проектная работа (разработка и реализация музейно-педагогических программ, интерактивных занятий с детьми, викторин, конкурсов, культурно-образовательных и выставочных проектов);
— организация и проведение культурно-образовательных мероприятий;
— взаимодействие с учебными заведениями: сотрудничество, договорная работа и оповещение общеобразовательных школ, вузов и организаций культуры о деятельности и услугах музея;
— организация и проведение музейно-педагогической практики для студентов;
— проведение социологических и маркетинговых исследований с целью изучения музейной аудитории и обеспечения высоких показателей посещаемости; анализ деятельности музея и совершенствование качества музейных услуг);
— в области музейного менеджмента и маркетинга: осуществление рекламной и PR-деятельности; работа с финансовыми партнерами и спонсорами (реализация совместных научных и культурно-образовательных проектов); осуществление имиджевой и информационной политики музея.
Специалисты службы маркетинга и планирования культурно-образовательной работы ставят следующие задачи: разработка концепции развития музея, стратегии и программ по увеличению посещаемости, расширению музейной аудитории; проведение краткосрочных маркетинговых исследований в ходе отдельных музейных мероприятий (социологические опросы посетителей); привлечение внебюджетного финансирования на музейные проекты, популяризация музея посредством организации рекламно-информационной работы и др.
Фандрайзинг и социальное партнерство
ЦГМ РК использует современные маркетинговые технологии, такие как проектный фандрайзинг (привлечение спонсоров к музейным проектам) и развивает социальное партнерство — установление партнерских отношений и сотрудничества с физическими лицами и частными организациями. Фандрайзинг в музее начинается с создания информационной базы данных о потенциальных спонсорах (партнерах музея). Спонсорская поддержка Музею заключается не только в финансовых вливаниях, но и осуществляется в виде изготовления рекламно-печатной продукции, предоставления оборудования, транспорта для перевозки детей из школы в музей, а также коммуникативных, информационных услуг и др.
В настоящее время ЦГМ РК накопил немалый опыт сотрудничества с различными фондами, научными и культурными учреждениями, международными и общественными организациями, бизнес-структурами, совместно с которыми ежегодно реализуются совместные культурно-образовательные и научные проекты.
Маркетинговые и социологические исследования
Для успешной реализации культурно-образовательной деятельности ЦГМ РК проводит социологические и маркетинговые исследования с целью изучения музейной аудитории (интересов, мотивации посещения, восприятия экспозиции) и разработки методик и содержания конкретных форм работы с посетителями. Одним из важных направлений музейно-педагогической и маркетинговой деятельности ЦГМ РК является анализ посещаемости музея учебными заведениями города, поскольку основную категорию музейной аудитории составляют учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Рекламно-информационная и PR- деятельность ЦГМ РК
ЦГМ РК осуществляет рекламно-информационную и PR-деятельность по следующим направлениям, используя различные средства социальной коммуникации (прямая, косвенная и наружная реклама, система оповещения и информирования через сеть Интернет):
- долгосрочное сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) — теле- и радиокомпаниями, журналистами, издательствами, информационными новостными каналами, освещающие культуру: газетами — «Казахстанская правда», «Egemen Qazaqstan», «Деловой Казахстан», «Время», «Central Asia Monitor», «Новое поколение», «Литер», «ЭкспрессК», «Вечерний Алматы», «Аlmaty акшамы», «Аna tili», «Aiqyn», «Жас Алаш», «Тurкistаn», «Prezident&HALYQ», «Қала & Дала», «Үш қоңыр», «Комсомольская правда», «Деловая неделя», «Курсив»; журналами — «Дәстүр», «Открытая школа», «Мәдениет», «Қазақ әдебиеті және мемлекеттік тіл», «Декоративно-прикладное искусство Центральной Азии» и др.;
- сотрудничество с рекламными агентствами и порталами («Afisha.kz, «Аlmatylife», «Азаттык», «Today kz.», «Total.kz», «Tengrinews», «Almatycityguide.kz», «Казинформ», «inalmaty.kz», «pandaland.kz», «vlast.kz», «kazmuseum.kz», «Туристическая Ассоциация Казахстана») и др., которые регулярно на своих сайтах размещают информацию о музее.
- подготовка пресс-релизов, анонсовых и итоговых информационных материалов по выставкам и мероприятиям, которые размещаются на веб-сайте музея, а также в социальных сетях – фейсбук, инстаграмм, твиттер;
- подготовка сувенирной и рекламно-печатной продукции (буклетов, лифлетов, пригласительных билетов, путеводителей, баннеров);
- организация интервью и съемок о деятельности ЦГМ РК в сотрудничестве с телеканалами: ТРК «Казахстан», «Хабар», «Hit TV», «Хабар 24kz», «Алматы», «КТК», «МИР», «Қазақ ТV», «СТВ», Национальное телевидение Республики Польша, Турции, Китая, Ирана. Сотрудники музея ежемесячно активно участвуют в телепередачах: ТРК «Казахстан» — «Таң шолпан», «Менің Қазақстаным»; ТРК «Хабар» — «Жаңа күн», «Золотая середина» и др.;
- проведение фото- и видео-съемок, брифингов, пресс-экскурсий, пресс-конференций, семинаров, публичные дискуссий, презентаций и др.;
- ЦГМ РК использует собственный веб-сайт (www.csmrk.kz), как инструмент PR-продвижения музея, на котором можно получить информацию о предстоящих событиях и действующих выставках, о направлениях музейной деятельности, услугах и контактах.
Одним из направлений культурно-образовательной работы является организация временных сменных выставок из частных коллекций в сотрудничестве с учреждениями науки, культуры и искусства, международными организациями, физическими лицами (художниками, фотографами, коллекционерами, писателями и т.д.) с целью знакомства посетителей с современным искусством Казахстана, историей и традиционной культурой казахского народа.