ЦГМ РК ежегодно использует различные формы культурно-образовательной деятельности, проводит разнохарактерные мероприятия — фестивали, дни открытых дверей, благотворительные акции, мастер-классы, концерты, обзорные и тематические экскурсии, исторические квесты, викторины, конкурсы, музейные уроки, творческие встречи и др. Популярными формами популяризации историко-культурного наследия сегодня являются фестивали, выставки-конкурсы, выставки-концерты, выставки-презентации коллекций, ярмарки, сочетающие несколько разных форм работы с аудиторией, имеющие свою привлекательность и пользующиеся большим спросом у посетителей музея.
Фестивали
ЦГМ РК с целью возрождения национальных традиций и знакомства посетителей с обычаями казахского народа ежегодно проводит несколько фестивалей народного искусства: «Краски Наурыза», являющийся уже доброй традицией музея в рамках празднования «Наурыз мейрамы», который знакомит посетителей с национальными традициями и обычаями; «Фестиваль красок», организованный совместно с учебными заведениями города, демонстрирующий детские работы учащихся художественных школ и изостудий города в различных жанрах и техниках; фестивали традиционной культуры и искусства различных народов мира — Японии, Туркмении, Китая, Ирана, Египта, Кореи, в сотрудничестве с Посольствами и консульствами зарубежных стран, аккредитованных в РК.
Тематические и обзорные экскурсии
В работе с посетителями используются как традиционные (базовые) формы работы (экскурсии, лекции, конкурсы, консультации и т.д.), так и нетрадиционные (инновационные) формы – мастер-классы, ярмарки, фестивали, музейные уроки и т.д.). Одной из традиционных форм культурно-образовательной деятельности является ЭКСКУРСИЯ. Музейные экскурсии подразделяются на обзорные и тематические, на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр. Тематические экскурсии проводятся преимущественно для учащихся школ, колледжей и студентов вузов (по программе, пройденной в учебном заведении или по новым выставкам, а также в целях подготовки учащихся к ЕНТ). Для проведения тематических экскурсий по археологии, истории, этнографии, антропологии, нумизматике, геральдике и др. привлекаются научные сотрудники музея. Музей для разных категорий посетителей предлагает экскурсионное обслуживание по 7 экспозиционным залам и выставкам на трех языках (казахский, русский, английский).
Музейные уроки
Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея.
Музей предлагает учащимся младших и средних классов музейные уроки, которые проводятся в экспозиционных залах музея. В настоящее время музейными педагогами разработан РЯД МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ по археологии, традиционной культуре казахов и современной истории Казахстана. Музейные уроки проводятся с использованием наглядных пособий, электронной презентации, видеофильмов.
Музейные уроки, проводимые сотрудниками музея:
- Традиционная одежда казахов;
- Юрта-традиционное жилище казахов
- Казахские ювелирные украшения
- Государственные символы Республики Казахстан
- Путешествие по Независимому Казахстану
- По единым Шаныраком
- История тенге
- Бесік – гениальное изобретение кочевников
- Тайны бабушкиного сундука
(Краткая информация о текущих тематических музейных лекциях, уроках, экскурсиях)
Квест-игры в музее
Сегодня активно развивается новая форма работы с музейной аудиторией, которая обретает особую популярность – это квест-игра. В рамках музейно-педагогической деятельности для учащихся общеобразовательных школ музейными педагогами Центра культурно-образовательной работы были разработаны исторические квесты по истории и культуре Казахстана — «Путешествие в мир палеонтологии и археологии» и «История предметов из бабушкиного сундука». Квест–игра по истории Казахстана предполагает выполнение цикла определенных заданий в музейной экспозиции. Занятия проходят в игровой форме на казахском и русском языках. Квест-игры рассчитаны для учащихся школ 5-8 классов с целью самостоятельного изучения экспозиции 1-2 экспозиционных залов музея.
Образовательные программы
Важным направлением в музейно-педагогической деятельности ЦГМ РК является разработка и реализация культурно-образовательных проектов и программ по истории и культуре Казахстана. Музейные педагоги Центра культурно-образовательной работы разрабатывают и предлагают учащимся учебных заведений образовательные программы в рамках фондовых выставок музея по историко-культурному наследию страны. При разработке образовательных программ музейные специалисты используют разнообразные приемы и методы работы с детьми, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся. Интерактивное направление (прямое взаимодействие музея с аудиторией посредством диалогового обучения) является одной из распространенных форм современной культурно-образовательной деятельности музея. В работе с учащимися и студентами используются такие интерактивные методы, как игровой, ролевой, вопросно-ответный, направленные на познавательную активность.
В 2017-2018 гг. ЦГМ РК разработал и предлагает учебным заведениям три музейно-педагогические программы, направленные на знакомство учащихся с историко-культурным наследием страны:
— «В страну Нумизматики» (для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ города Алматы);
— «В мир традиционной казахской культуры по произведениям художника Н.Хлудова», знакомящая с традициями и обычаями казахского народа.
— Интерактивная образовательная программа «Я и мой Музей», которая знакомит с миром музея, историко-культурным наследием страны и музейной терминологией – «Что такое Музей», «Экспонат», «Музейный предмет», «Раритет», «Экспозиция», «Выставка», «Музейные технологии», «Реставрация», «Наследие» и др. Программа расчитана на детскую аудиторию, средние классы общеобразовательных школ.
Благотворительные акции
Традиционным направлением культурно-образовательной деятельности музея является проведение благотворительных акций, нацеленных на поддержку социально незащищенных слоев населения (детей-сирот, детей-инвалидов и др.). Уже на протяжении 15 лет ЦГМ РК сотрудничает с Благотворительным фондом защиты материнства, опекунства и детства «Алтын-Көл», Общественным объединением инвалидов «Кенес», Общественным фондом им. М. Оспанова, интернатами, детскими домами и детскими садами.
Коллектив Центрального государственного музея РК с большим энтузиазмом поддержал новую форму помощи малообеспеченным семьям города Алматы – Благотворительная акция-эстафета. Сотрудниками музея были сформированы подарочные, продуктовые пакеты и канцелярские товары для детей разных возрастов.
Новогодние Елки в музее
ЦГМ РК проводит благотворительные новогодние елки для детей в сотрудничестве с различными компаниями и общественными фондами, в рамках которых организовываются концерты, спектакли, экскурсии, викторины, вручение новогодних подарков от спонсоров и партнеров музея.
Благотворительные акции для ветеранов ВОВ и труда
Музей ежегодно в поддержку ветеранов ВОВ проводит благотворительные акции, встречи поколений, целью которых является показать учащимся примеры героизма и любви к своей Родине. Встречи учащихся с ветеранами ВОВ дает возможность молодому поколению приобщиться к историческому прошлому страны, сформировать гражданское самосознание и казахстанский патриотизм, выразить свои чувства благодарности и уважения к ветеранам.
Встречи с деятелями науки, культуры и искусства
Большое значение музей придает популяризации исторических знаний в учебно-образовательном процессе. ЦГМ РК ежегодно организовывает встречи с видными учеными-историками Казахстана, общественно-политическими деятелями, художниками, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства, культурологами и искусствоведами, ветеранами ВОВ и др.
Мастер-классы в музее
Мастер-классы в последнее время пользуются большим спросом у широкой аудитории и выступают как одна из самых эффективных и популярных форм обучения в культурно-образовательной деятельности музея. Мастер-классы позволяют обучиться новой методике, новому жанру, технике в искусстве, освоить авторскую программу, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом-педагогом. Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого сочетание теоретической части, индивидуальной работы и приобретение практических навыков.
Ежегодно Музей организовывает более 40 различных по тематике и профилю мастер-классов:
по живописи и традиционным видам казахских ремесел — ювелирному искусству, войлоку, вышивке, обработке кожи, дерева и др. Различные виды вышивки, аппликации и құрақ-корпе (лоскутное одеяло) реставраторы музея демонстрируют посетителям в рамках мероприятий и выставок.
Дни открытых дверей
Проведение дней открытых дверей является одной из традиционных форм привлечения посетителей в музей. Такие мероприятия пользуются большой популярностью у горожан, и согласно статистике, в эти дни музей переполнен посетителями, и чаще всего это родители с детьми, общеобразовательные школы и детские дома, интернаты. Дни открытых дверей проводятся в рамках государственных и национальных праздников — День Победы, Международный День музеев, Международный день детей и др.
Концерты
Концерт – это уже сложившаяся традиционная форма культурно-образовательной деятельности, демонстрирующая творческую самодеятельность музыкальных, творческих коллективов, которая привлекает посетителей разных возрастных категорий – и детей, и молодежь и пожилых людей.
ЦГМ РК ежегодно проводит несколько концертов, приуроченных к национальным и государственным праздникам, а также юбилейным датам отечественной истории:
— концерт по случаю празднования «Наурыз мейрамы»;
-концерт, приуроченный Международному Дню Музеев (18 мая);
-концерт в рамках празднования Дня Независимости РК (16 декабря).
Детские площадки
На время зимних и летних каникул в музее организуются детские творческие площадки для учащихся школ для проведения совместного досуга родителей с детьми, где дети могут продемонстрировать свои художественные способности и создать свой рисунок на музейную тематику после знакомства с экспозициями музея (например «Интересный музейный предмет», «Этот предмет есть у меня дома», «Об этом предмете мне рассказал экскурсовод музея» и т.д.).