Центр реставрации нацелен на системное изучение новых технологий в области реставрационного дела по разным видам материалов и предметов, в том числе работы с новыми материалами, изыскивает способы нахождения оптимальных решений при реставрации. Нужно отметить то, что именно благодаря усилиям художников — реставраторов экспонаты, имеющие статус артефактов, избегают забвения и находят свое общепризнанное место в экспозиционных выставках.
От того, как поставлена реставрационная работа в музее, решающим образом зависит состояние и дальнейшая жизнь экспонируемых и хранящихся в фондах произведений искусства. Музейные предметы с момента поступления в коллекцию постоянно находятся под присмотром реставраторов.
В реставрационных мастерских были отреставрированы уникальные ювелирные изделия – нагрудные украшения – алқа (серебро, вставки коралла, бирюсы, конец XIX века), тумарша (первая половина прошлого века), чираг (керамический светильник ручной лепки, X-XIIвв.), оружие, различные редкие и ценные археологические находки. Центр реставрации выполняет особо сложные, а также средней сложности консервационные работы экспонатов, найденных в археологических экспедициях, имеющих уникальную и историческую ценность. В течение 2014 года прошли консервацию большое количество экспонатов из фонда археологии: бронза, медь, литье, ковка (Х-VIII вв. до н.э. Южный Казахстан), керамика, фрагменты, поздний этап эпохи бронзы (ХII-IХвв. Могильник Мыржык).
Плошка-чашка. Бронза, литье, ковка. Х-VIII в. до н.э
До консервации
После консервации
В свою очередь реставраторами учитываются научные интересы археологов, они делают все возможное, чтобы обработка и консервация не помешала дальнейшему изучению вещевого материала, как полноценного исторического источника.
Женский свадебный головной убор. Алматинская обл. Нач. XX в. Сукно, бархат, бахрома, перья филина, металл, позумент, кораллы, бирюза, мех выдры. Общ. выс.47 см, окр.46 см, выс. макушки20 см. Сохр. – плохая (мех местами поеден молью, отсутствует жемчуг, на тканях есть дырки).
В форме усеченного конуса, из красного и черного сукна, окружность из черного бархата жесткой формы. К верхушке отделанной бахромой прикреплён пучок перьев филина. Верхняя часть спереди обшита крестообразными штампованными метал. бляшками, полосой позумента, над ними пришита фигурная пластина с кораллами и бирюзой. Ниже позумента — полоса из серебряных бляшек квадратной формы украшенных бирюзой, многоярусные подвески каплевидной формы. По нижнему краю нашита сеточная полоса (шир.4,5 см.) из красных кораллов с подвешенными к ним подвесками из белого металла. К обеим сторонам поверх позумента прикреплены подвески украшенные бирюзой и корралами. Край оторочен мехом выдры.
Приобретен в 1938 г. у Жунусова Батырхана, г. Алматы.
До реставрации
После реставрации